Турист Maria Dashutina (Maria_Dashutina)
Maria Dashutina
была 4 июня 11:56

Обзорная экскурсия по Русскому острову

1

Остров Русский — такое символичное название одному из российских островов дал граф Муравьев-Амурский.

За звучным именем скрывается многовековая история, полная побед и поражений, расцвета и упадка. Сложно переоценить значение Русского острова и, как полтора века назад, этот большой остров с суровым характером играет свою, очень важную роль.

Русский остров, изображение №1

Попробуем проехать через Русский мост по всему острову, посетив максимальное количество интересных мест и локаций.

Карта Русского острова
Карта Русского острова от VL.RU

Территория острова — 97,6 км², длина — около 18 км, ширина — около 13 км. Население — 4703 жителей (по статистическим данным 15-летней давности, за 2010 год).

После постройки кампуса ДВФУ, население острова значительно увеличилось — на кампусе проживает около 10 тысяч человек.

 

Немного истории

Остров стал территорией России во второй половине XIX века. Почему так был назван остров, однозначного мнения у историков нет. Может оттого, что земля это наша, русская, а может по имени горы Русских, находящейся на острове и названной в честь одного из членов экипажей первых русских исследователей острова.
Обзорная экскурсия по Русскому острову
В 1859 году на первой русской карте этот остров уже был нанесен, правда не весь, а только северная и западная часть.
На изданной в 1865 году карте этот остров был обозначен полностью, но под другим названием — остров Казакевича, по имени первого военного губернатора Приморской области П.Казакевича. И, в течение довольно длительного времени, остров носил оба названия,  лишь после Великой Отечественной войны за островом закрепили только одно название — Русский.
Остров Русский в 1905 году
Остров Русский в 1905 году

Долгое время остров, благодаря своему географическому положению, выполнял оборонительные функции, обеспечивая защиту Владивостока от вероятного противника.

Русский являлся крупнейшей учебной базой военно-морского флота СССР и был вотчиной военных, в разных частях острова находились военные гарнизоны, объекты береговой обороны с мощными орудиями, многочисленные сооружения военного назначения. Здесь стояла самая большая в ПриМорье батарея, одна из трех батарей, обеспечивающая защиту Владивостока с моря, в настоящее время это музей. Заброшенные военные объекты можно до сих пор увидеть в разных частях острова.

До конца 90-х годов прошлого столетия остров был закрытой территорией: без спецпропуска на Русский было не проехать, а получить пропуск обычному человеку было практически невозможно.

Да и после того, как остров стал открытым, попасть на него было по-прежнему нелегко, путь — только по морю, на пароме или на катере, а если непогода, то добраться на Русский было проблематично, точнее, практически никак.

Всё изменилось в 2012 году, когда во Владивостоке состоялся Саммит АТЭС. Именно остров Русский был выбран основным местом для мероприятий, проводимых в рамках Саммита: его облагораживали, застраивали и вкладывали немерено средств в его развитие. Путь на остров сократился до 5–10 минут, благодаря строительству вантового моста, соединяющего остров Русский с материком.

РУССКИЙ МОСТ

Практически на четыре года остров превратился в масштабную стройку. Таких темпов и объемов строительства разнообразных объектов Приморский край еще не знал, причем технологически сложные объекты возводились практически одновременно.

Русский мост
Русский мост

Идея создания моста на остров Русский (вернее, тогда еще канатной дороги) через пролив Босфор Восточный зародилась в 1939 году, строительство началось лишь в 2008, и то по воле случая. Народная молва гласит, что возвращались как-то с очередного саммита в Куала-Лумпуре министр экономики Герман Греф с бывшим губернатором Приморья Сергеем Дарькиным. И, пролетая над островом Русский, обронил Греф фразу, мол, пусть Саммит АТЭС-2012 пройдет именно здесь. Но как же туда будут добираться главы государств? Тогда и вспомнили о проекте прошлого столетия.

Правда это или нет, но мост все же построили, да еще какой! Описывая его, не раз приходится употребить слово «самый» — это один из самых крупных в мире вантовых мостов с самым длинным центральным пролетом и вантами, а также самым высоким пилоном.

По версии «Мирового портала недвижимости» мост был признан наиболее значимым архитектурным проектом России в 2012 году.

Длина моста — 1885,53 м
Длина центрального пролета (от одного пилона до другого) — 1104 м
Под мостовой габарит (свободное пространство под мостом) — 70 м
Высота пилонов — 324 м
Самая длинная ванта — 579,83 м

Строили мост всем миром: вантовая система была спроектирована в рамках совместной работы множества лучших инженеров России и зарубежья. Например, французская компания «Фрейссине» разработала систему вант, похожих, как точно подметила «Российская газета», на струны гигантской арфы, арфы для океанских ветров.

Строительство моста на остров Русский
Строительство моста на остров Русский

Впервые в мире вантовый мост строился в условиях таких перепадов температур, сильных ветров и влажного климата. В результате благодаря специальной стали ванты могут выдержать температурный диапазон от -40 до +40, а срок их эксплуатации — до 100 лет! Аэродинамическое сечение пролетного строения делает мост устойчивым даже к шквалистому ветру, которым так славится Владивосток.

Строился мост одновременно с двух частей суши — с Русского острова и материка. 12 апреля 2012 года произошло историческое событие — стыковка панелей в центре моста. 2 июля по мосту впервые проехала строительная техника, затем его опробовали велосипедисты, а 1 августа 2012 года было официально открыто автомобильное движение.

Спустя месяц, мост получил официальное имя: по результатам народного голосования его, не долго думая, назвали Русским мостом.

Больше десяти лет мост соединяет Русский остров с материком. Ручеек любопытствующих автолюбителей, приезжающих взглянуть на изменившиеся пейзажи острова, постепенно превратился в мощный поток. Среди курсирующих на Русский и обратно теперь студенты и работники ДВФУ, жители Русского острова и, конечно, отдыхающие. И, хотя последние часто оставляют за собой горы мусора, а у первых «вечная» проблема с общественным транспортом, население Владивостока и окрестностей сходится в одном: мост — это благо, и сейчас уже никто не понимает, как же мы жили «до моста».

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — это живописный студенческий городок, находящийся на берегу моря в бухте Аякс, территория кампуса открыта для всех.

Местом создания кампуса ДВФУ были выбраны окрестности бухты Аякс. Строительство университета длилось три года, с 2009 по 2012 год.

Дальневосточный государственный университет. Главный корпус
Дальневосточный государственный университет. Главный корпус

Университетский городок, конечно, поражает воображение: общая площадь кампуса — 1200000 кв.м, из них застроено 800000 кв.м!

Основные здания кампуса можно условно разделить на несколько видов:

  1. Общежития гостиничного типа (корпуса с 1 по 8, расположенные в северной части кампуса) — именно здесь во время своих визитов проживают высокие гости, делегации и главы государств. Они состоят из двух линий — 5 корпусов в первом ряду (у моря) и 3 — на второй линии. «Морские» корпуса еще называют президентскими — за размеры номеров (150 кв. м) и их роскошное убранство.
  1. Общежития класса «три звезды» (корпуса с 9 по 11).
  1. Учебные корпуса (гуманитарный и естественнонаучный, в дни саммита — конференц-зал и пресс-центр), расположенные между общежитиями.
  2. Административные здания. Студенческий центр для студенческих объединений и организаций находится между корпусами. Слева от гуманитарного корпуса — современный спортивный блок. В него входят бассейны и различные спортивные площадки, в том числе крытый теннисный корт. В студенческих корпусах оборудованы три тренажерных зала.
Кампус ДВФУ
Кампус ДВФУ

 

Территория университета облагорожена: есть скверы, парк фонтан, несколько многоуровневых парковок и красивая набережная, с которой в солнечные дни открывается потрясающий вид.

1 июля 2013 года на Русском острове был открыт Медицинский центр, оснащенный самым современным оборудованием. По словам ректора ДВФУ, помимо выполнения функции обслуживания пациентов, центр стал практической площадкой для студентов Школы биомедицины.

Дальневосточный федеральный университет полностью переселился на остров в 2013 году. Развивается инфраструктура, на территории кампуса ДВФУ преобладают современные архитектурные здания.

Попасть сюда можно городскими автобусами 15, 76, 77 или на личном транспорте через Русский мост. Правда, машины на территорию студгородка не пускают, для этого нужен пропуск. По кампусу ходят бесплатные шатлы.

 

ОКЕАНАРИУМ

Океанариум на острове Русский
Русский остров, изображение №9
Океанариум на острове Русский

Океанариум, расположенный на острове Русский — наверное, один из самых крупных объектов среди аналогов в мире.

Это огромное предприятие, его площадь превышает 30 000 квадратных метров. На ней размещены около 600 различных видов живых организмов: представители морей, океанов, реки Амур, озер Ханка и Байкал. Объем воды в океанариуме — до 25 тысяч тонн.

Доехать до Приморского океанариума можно на городском автобусе или на такси. Однако, надо понимать, что территория довольно большая, и ходить придется много. На посещение объекта можно выделить целый день.

 

А мы, как настоящие туристы, посмотрим, куда ведут островные пути-дороги.

БУХТЫ И ПЛЯЖИ ОСТРОВА

Русский остров, изображение №10

В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых — бухта Новик. Вытянувшись длинным узким рукавом с северо-запада на юго-восток более чем на 12 км, она остаётся его главной внутренней транспортной артерией. Эта бухта делит остров на две неравные части:

  • юго-западную (более крупную)
  • северо-восточную (более узкую), носящую название полуостров Сапёрный.

 

Вид на туманный город Владивосток с Русского. Островок Уши. Амурский залив
Вид на туманный город Владивосток с Русского. Островок Уши. Амурский залив

 

В первую очередь остров Русский —  уникальный исторический объект, имеющий богатую историю.

Большой популярностью пользуются фортификационные сооружения Владивостокской крепости, построенные в начале XX века:

Наиболее доступен 11 Форт. До него можно добраться, прогулявшись пешком от места, где заканчивается асфальтированная дорога.

Интересно будет вооружиться фонариком и исследовать пещеры на батарее № 367.

Лучший вид на мост Русский — с Новосильцевской батареи.

На Ворошиловской батарее действует музей, по которому вас сможет провести экскурсовод.

 

Русский остров, изображение №12

ПОСЕЛОК ПОСПЕЛОВА

Поселок Поспелова находится на полуострове Саперном. Это одно из немногих мест острова Русский, где еще живет коренное население. В остальных поселках, вместе с уходом военных, ушли и местные жители.

До недавнего времени поселок привлекал к себе внимание только фортом Поспелова, который расположился поблизости на одноименной горе (южный рубеж Владивостокской крепости, который имел стратегическое значение в конце XIX века, форт является достопримечательностью мирового масштаба).

В 2012 году около поселка возвели кампус, где проходил Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. 

Если раньше Поспелова считался тихим поселком, известным своим суровым климатом и историческими строениями, то теперь это уже не такое уединенное место.

Добраться туда можно на рейсовом автобусе или на собственном транспорте. А вот до марта 2013 года доехать до поселка можно было только паромом, но, в связи с введением регулярного автобусного сообщения, перевозки отменили.

В поселок можно попасть из Владивостока через мост. Доехав до светофора, необходимо повернуть направо, на дорогу, ведущую на Канал. Еще через 100 метров следует повернуть направо в сопку — это и будет дорога, которая приведет в поселок Поспелова.

Поспелова. Остров Русский
Поспелова. Остров Русский

ПЛЯЖ В ПОСЕЛКЕ ПОСПЕЛОВА

Недалеко от поселка Поспелова находится небольшой каменистый пляж. Он будет интересен тем кто не любит долгой езды по грунтовке и желает как можно скорее оказаться в море.

Побережье и дно каменистое, есть большая парковка для автомобилей и прекрасный вид на Русский мост.

Добраться сюда можно личным автотранспортом или на такси из центра города, по мосту через бухту Золотой Рог и через Русский мост, далее по асфальтированной дороге до первого поворота после заправки, после нужно еще раз повернуть налево, и прямо до пляжа. Общественным транспортом из центра Владивостока на городском автобусе № 22 или на 29д до мини ТЭЦ и далее пешком.

В поселке Поспелова понравится тем, кто любит проводить время с пользой, здесь много мест для любителей экстремального и активного отдыха.

НОВОСИЛЬЦЕВСКАЯ БАТАРЕЯ

Первое, что можно увидеть на острове, только переехав помосту, это Новосильцевская батарея.

Строительство батареи было начато в 1898 году и полностью закончено в 1902. На строительство было потрачено около 180 тысяч рублей. Батарея насчитывает шесть 6-ти дюймовых пушек Канэ и две 57-мм пушки Норденфельда.

Спустя более чем сто лет эта батарея полностью отреставрирована и является одним из интереснейших мест для экскурсий.

Находится Новосильцевская батарея непосрественно возле выхода моста на остров Русский, отсюда открывается вид на город и Русский мост.

Новосильцевская батарея
Новосильцевская батарея

ФОРТ ПОСПЕЛОВА

Форт Поспелова, что на полуострове Саперный острова Русский, расположен в 150-метрах над уровнем моря на горе Поспелова.

Форт Поспелова
Форт Поспелова

Свое современное название этот объект получил в 1903 году 30 августа во время переклассификации. До этого форт всем был известен, как Временное укрепление № 4.

Сейчас форт Поспелова принадлежит музею-заповеднику «Владивостокская крепость». Здесь проводятся экскурсии, музыкальные фестивали, семейные пикники. На территории форта есть каменный лабиринт, выполненный местным художником-энтузиастом.

Цветение рододендронов на форте Поспелова
Русский остров, изображение №18
Цветение рододендронов на форте Поспелова

 

ПОСЕЛОК КАНАЛ

Поселок Канал находится на берегу острова Русский, вдоль искусственно прорытого канала из пролива Босфор-Восточный в бухту Новик. Это один из трех поселений сельского типа, в которых живут местные жители. Красивые пейзажи восполняют пустоту, однако вместе с военными отсюда ушла и активная жизнь.

Канал. Вид с маяка Токаревского
Канал. Вид с маяка Токаревского

В 2013 году было завершено строительство школы на территории поселка (сейчас МБОУ СОШ № 5). Её начали возводить в 2012 году взамен школы в поселке Аякс (1937-го года). Параллельно с этим, в поселке Канал были возведены 2 жилых дома. В них переселили жителей Аякса, тех, кто не захотел уезжать с острова Русский в связи со строительством Дальневосточного федерального университета. В перспективе, согласно генплану, в поселке будет и дальше развиваться инфраструктура и может появиться новый, большой микрорайон.

На Канале находится широко известная в узких кругах спортсменов-лыжников «Русская лыжня». Беговая трасса вдоль дороги тоже пользуется популярностью среди жителей и гостей бесснежного морского города.

Веселые старты на «Русской лыжне». Поселок Канал
Веселые старты на «Русской лыжне». Поселок Канал

КАНАЛ

Канал, соединивший бухту Новик и пролив Босфор Восточный, официально начал существовать в 1899 году. Раньше на этом месте, по воспоминаниям Отто Васильевича Линдгольма, находилась лишь узкая протока.

Створный знак на Канале
Створный знак на Канале

Прокладка канала началась в 1887 году в соответствии с проектом, составленным военным инженером капитаном Романовым. Перед тем как подписать официальные бумаги, разрешающие действия, было произведено разведочное бурение.

Согласно плану, существовавшее укрепление перешейка острова Русский в ходе работы убрали. Работу по прокладке канала осуществляли военные 1 и 5 линейных батальонов. Два года им понадобилось, чтобы тщательно подготовленный проект стал реальностью.

На открытии канала присутствовали первые лица Приамурского края (Н.П.Гродеков) и Приморской области (Н.М.Чичиганов). На сохранившихся фотографиях видно, что первой по каналу острова Русский прошла шхуна «Алеут». Ею командовал контр-адмирал Г.П.Чухнин, на тот момент действующий командир Владивостокского порта. В честь такого события шхуну украшали флаги расцвечивания.

Открытие Канала шхуной «Алеут». 1889 год
Открытие Канала шхуной «Алеут». 1889 год

Во время русско-японской войны решение прорыть канал имело стратегическое значение для обороны границ Владивостока. В бухте Новик в то время базировались подводные лодки. Новый канал давал кораблям и транспортным судам простор для маневров.

Вид на Канал со стороны бухты Новик
Вид на Канал со стороны бухты Новик

По официальным данным, канал на остров Русский протянулся на 300 метров в длину и на 30 метров в ширину.

Вход с двух сторон можно видеть и ночью и днем, так как он помечен светящимися знаками. По берегам до сих пор местами сохранилась необычная кладка из гранитных камней.

ОСТРОВ ЕЛЕНЫ

Вид с Канала на остров Елены
Вид с Канала на остров Елены

Русский, несмотря на свои достаточно небольшие размеры, полон интересных мест. Военные сооружения, памятники геологии и археологии.

Здесь находится остров внутри острова, а ещё — остров, бывший частью другого острова. Такое нагромождение слов подводит нас к истории острова Елены, который до конца XIX века был оконечностью полуострова Сапёрного.

Туристы, попадающие на остров Елены, чаще всего останавливаются в удобной бухте Девятка.

Закат на острове Елены. Бухта Девятка
Закат на острове Елены. Бухта Девятка

Остров Елены имеет весьма скромные, но не самые маленькие в архипелаге размеры. В целом его не спеша можно обойти за день.

Летом народы отдыхают в бухте, расположенной в западной части острова. Зимой же, когда промерзает канал, многие переходят по льду на остров и гуляют как по нему, так и вокруг.

 

А теперь вернемся с Канала к расслабленному пляжному отдыху.

ПЛЯЖ АЯКС

На севере от бухты Аякс расположился большой пляж Аякс. Берег здесь усыпан песком и мелкой галькой. На территории пляжа имеются беседки, бар и магазин.

БУХТА, МЫС и ОЗЕРО АХЛЕСТЫШЕВА

Бухта, маленький островок и мыс Ахлестышева получили свое название в честь одного из членов экипажа корвета «Новик» Михаила Александровича Ахлестышева. Нанесены на карту судами Тихоокеанской эскадры в 1859—1862 гг.

Бухта Ахлестышева - одна из самых доступных и привлекательных бухт Русского острова, здесь мелкое дно и теплая вода. В бухте есть небольшой остров, попасть на который можно пешком.

Южнее бухты Ахлестышева, за одноименным озером располагается большой пляж. Берег каменистый с пологим выходом в море. Вода здесь чистая. Минус этого места в том, что оно очень доступно, здесь много людей.

Каменистый берег бухты Ахлестышева
Каменистый берег мыса Ахлестышева

Сейчас в бухте Ахлестышева оборудовали новую красивую набережную с большой парковкой. Спуститься к бухте можно по асфальтовой дороге. Для этого сначала надо проехать по главной трассе мимо ДВФУ, свернуть по указателю налево «Океанариум». Не доезжая до входа в океанариум, свернуть направо вниз, на парковку.

Бухта, озеро и мыс Ахлестышева. Вид с трассы
Бухта, озеро и мыс Ахлестышева. Вид с трассы

БУХТА НОВИК

Эта узкая и длинная (около 12 километров) бухта глубоко вклинивается в берег Русского острова, как будто разрезая остров на две неравные части. Меньшая — полуостров Саперный, там, где кампус ДВФУ и Океанариум, а большая часть — это собственно остров Русский, где находятся заброшенные форты и батареи, полуразрушенные казармы и другие строения, оставленными военными после ухода с острова, и где, самое главное, первозданная природа, где подлинный остров Русский.

Бухта Новик. Вид с форта Поспелова
Бухта Новик. Вид с форта Поспелова

В бухте Новик есть свои интересные бухты. Например, бухта Труда, привлекающая внимание каждого кто смотрит спутниковые снимки Русского острова. Интерес вызывают фотографии большого количества старых кораблей, хаотично хранящихся в бухте.

До строительства моста здесь собирались целые группы желающих посмотреть на столь большое скопление кораблей. Они добирались до Подножья на пароме и оттуда пешком, на велосипедах или местном такси отправлялись на поиски бухты погибших кораблей.

Бухта Труда
Бухта Труда

Те, кто успел, смог увидеть списанные военные корабли, спокойно ржавеющие в полузатопленном состоянии. Позже в бухту нагрянули охотники за металлоломом, которые в зимнее время срезали все что торчало выше воды и от впечатляющего кладбища кораблей не осталось почти ничего.

Попасть в бухту Труда можно свернув на первом светофоре направо (если двигаться от моста) и далее по грунтовке в сторону бухты Новик.

ОСТРОВ ПАПЕНБЕРГ

Остров Папенберг находится внутри Русского острова в бухте Новик, местные жители называют остров Змеинным.

Берега острова скалистые, на юго-востоке небольшой галечный пляж. Территория острова — около 0,33 га, длина — около 90 м, ширина — до 50 м. Остров покрыт сравнительно густым лесом, состоящим из дуба, липы, встречается и берёза. В наиболее высокой части острова установлен триангуляционный знак. Остров необитаем.
Остров Паппенберг в бухте Новик
Остров Паппенберг в бухте Новик

 

Многие пляжи и бухты на острове Русском, в принципе, подходят для летнего отдыха, хоть они и различаются по качеству и отдаленности. Это, в основном, галечные и каменистые пляжи.

ПЛЯЖ НОВИК КАНТРИ КЛАБ

Северный берег бухты Мелководной (бухты Новик) искусственно отсыпан песком.

База отдыха расположена в самом красивом месте бухты Новик всего в 100 метрах от морского берега. Можно спуститься на чистый галечный пляж по удобной лестнице. Морское дно у берега имеет среднюю глубину и там мало водорослей. Расположение базы отдыха делает путь достаточно легким.

Администрация базы «Кантри клаб Новик» организовала здесь пляжную зону для всех желающих понежиться на теплом песке и искупаться в море.

Novik Country Club
Novik Country Club

На пляже есть детская площадка, пирс, кафе, прокат лодок, беседки. Попасть на базу отдыха "Новик" можно личным автотранспортом, выехав через бухту Золотой Рог по мосту из Владивостока, и миновав территорию кампуса университета, повернуть направо с выездом на грунтовую дорогу и далее ехть по указателям.

Русский остров, изображение №38
Гребной центр в бухте Новик

В бухте Новик, напротив мыса Экипажный, находится так называемый Затерянный пляж. Берег песчаный, дно каменистое. Уже в июле вода прогревается до комфортных температур. Дорога к пляжу проходит вдоль бухты Новик на север от Country Club Novik. Попасть на эту дорогу можно, свернув после ДВФУ направо (если двигаться из Владивостока).

МЫС ВЯТЛИНА

Мыс Вятлина находится на юго-восточной части острова Русский, что в заливе Петра Великого. Он располагается западнее мыса Шмидта.

Это живописное место получило свое название в честь известного гидрографа — Алексея Петровича Вятлина. Он являлся членом исследовательской экспедиции (1863—1866 гг.), которая занималась составлением карты залива Петра Великого.
Мыс Вятлина зимой
Мыс Вятлина зимой

Мыс Вятлина — это место, чарующее своей суровой красотой. Он сложен из высоких, обрывистых скал с наклонными пластами горных пород. Здесь практически отсутствует растительность. Лишь кое-где ранней весной пробивается трава.

С западной стороны мыс сложен из пластов темного цвета, а с восточной — из желтых. Внешне своей структурой он напоминает мыс Тобизина. На расстояние почти в 270 метров от него отходит риф. По всему рифу можно увидеть осыхающие и надводные камни.

Каменная гряда мыса Вятлина. Вид с берега
Каменная гряда мыса Вятлина. Вид с берега

В 1981 году около мыса проходил французский фрегат «Триумф». Туман и другие сопутствующие погодные факторы привели к тому, что судно село на мель. Снять его получилось при помощи портовых средств. В 1906 году в этом районе потерпел крушение старинный пароход. Его останки находятся на морском дне около этого места на глубине около 8 метров.

Мыс Вятлина не так давно стал доступным для туристов. Сюда приезжають любители дайвинга и все, кто не равнодушен к памятникам истории.

Бухта Чернышова. Вид с горы на мыс Вятлина
Бухта Чернышова. Вид с горы на мыс Вятлина

Тихое местечко в лесу у большого обрыва над морем отлично подходит для фотосессии, семейных прогулок и пикника. Летом тут как в стране Малефисенты, а осенью словно в рыжем лисьем логове.

БУХТА ЧЕРНЫШЕВА

Бухта Чернышева расположена на юге Русского острова западнее мыса Вятлина. Побережье берега каменистое, есть место для палаток. С мыса Вятлина открывается прекрасный вид на окрестности. Есть несколько заброшенных военных объектов.

Бухта Чернышова
Бухта Чернышова

Если немного пройти вдоль бухты Чернышова к мысу Вятлина, можно обнаружить загадочную сферу, неизвестно как оказавшуюся в скале. Происхождение её до сих пор не известно, кто-то утверждает что это просто камень, а кто-то считает что это снаряд от нарезного орудия.

Проехать к бухте Чернышева можно с асфальтированной дороги от моста. Необходимо доехать до конца, далее развернуться и ехать до второго поворота направо. Далее по грунтовке в гору, на перекрестке держаться пройденного направления и ехать до свалки, а после свалки на поляне повернуть налево, вниз, к бухте. Дорога вполне доступна для легковых автомобилей. После дождя дорога может быть скользкой, не помешает наличие 4WD.

МЫС ТОБИЗИНА

Полуостров Тобизина — отличное место для пешего похода на острове Русском. Завораживающие пейзажи здесь можно найти в любую погоду.

Русский остров, изображение №43

Тобизина, скалистый и обрывистый, является восточным входным мысом бухты Новый Джигит.

Мыс назван по фамилии лейтенанта Германа Германовича Тобизина(1833–1871). Герман Германович окончил кондукторские роты, в 1850–1855 годах плавал на Балтийском море. С 1856 года служил в Сибирской флотилии. В 1858–67 годах командовал шхунами «Пурга», «Сахалин», плавал в Амурском лимане, в Японском и Охотских морях. В 1860 году получил чин лейтенанта.
История умалчивает, когда именно и по какому случаю мыс получил свое наименование. Зато точно известно, что впервые это суровое место обследовали в рамках морской экспедиции 1862 года, организованной под руководствомВасилия Матвеевича Бабкина. Членам команды удалось изучить весь залив Петра Великого и составить на основе полученных данных первые русские морские карты северо-западного побережья Японского моря и залива Петра Великого.
Перешеек на мысе Тобизина
Русский остров, изображение №45
Перешеек на мысе Тобизина

Низким перешейком, загроможденным скалами, мыс Тобизина соединяется с полуостровом, ограничивающим бухту Новый Джигит с востока. От мыса отходит низкая каменистая кошка.

К востоку от мыса Тобизина в обрывах берега образовалась пещера, вход в которую со стороны моря имеет вид приметного темного пятна.

На мысе раньше был старый маяк, расположенный на слоистых камнях у края мыса. После тайфуна Майсак в 2020 году маяк был разрушен.

Мыс Тобизина
Мыс Тобизина

Мыс имеет обрывы высотой 30–50 метров, обточенную каменную платформу, на которой располагается старый маяк. Один из обрывов особо популярен среди клиффдайверов и роуджамперов. Для искателей острых ощущений есть 15-метровые скалы с которых можно нырять в море.

Сам полуостров является отличным местом для пеших прогулок с завораживающим пейзажем, а прикормленные туристами дикие лисы не упустят возможности выпросить у Вас чего-нибудь вкусного.

Русский остров, изображение №47
К мысу ехать из города Владивостока примерно 30–40 минут на машине и ещё идти примерно 40–60 минут. Остановка общественного транспорта (29 маршрут автобуса), далее пешком.

ПОСЕЛОК ЭКИПАЖНЫЙ

Поселок Экипажный — сердце острова Русский. Как и на всем острове, в поселке Экипажный проживает очень мало людей. Несмотря на это, в поселке находится островная администрация, которая расположилась в историческом здании.

В 1914 году в нем проживал генерал-майор Корнилов командир 1-й бригады 9-ой Сибирской стрелковой дивизии. В память об этом на здании висит мемориальная доска. Административным строение стало в 2007 году.

Конкретно это орудие поставили здесь в 1954 году как памятник тихоокеанским морякам, погибшим в Великой Отечественной. Тогда многие здешние корабли ушли служить на запад, в первую очередь в Баренцево море.

ПОСЕЛОК КЭТ (Крепостная электроточка)

КЭТ — поселок сельского типа находится на острове Русский недалеко от Университетского проспекта. На его территории расположилось около 18 многоквартирных и частных домов, часть из которых представляют собой бараки, которые именуются среди местных «царскими конюшнями». Дома здесь строились еще при царской России. Так дом № 1 отметил недавно свой юбилей — ему исполнилось 105 лет.

Крепостная электроточка (КЭТ). Русский остров
Крепостная электроточка (КЭТ). Русский остров

Перед саммитом АТЭС администрация Приморского края выпустила распоряжение, чтобы строительные бригады заменили кровлю на домах. Теперь тех, кто приезжает из города встречают красивые, модные, красные крыши.

До недавнего времени, добраться сюда можно было только на пароме. После открытия моста, появилась возможность приехать на общественном транспорте или на частном автомобиле.

На территории поселка находятся еще уцелевшие развалины крепостной электроточки, некогда питавшей электроэнергией весь остров Русский. Сейчас жителей острова снабжает электричеством, поступающим из Владивостока, недавно построенная подстанция.

В 1934 году Ленинградским институтом был составлен проект, а уже в 1936 году электроточка была запущена в эксплуатацию. Изначально планировалось построить электроточку под землей, но из-за высокой трудоемкости её построили на поверхности. На строительство съехались специалисты со всех союзных республик. Люди жили недалеко от стройки в палатках.

КЭТ являлась стратегическим объектом, охранялась от шпионов и диверсантов военнизированной охраной и хорошо обученными собаками. Для этих целей содержался кинологический питомник.

Электростанция питала весь остров Русский. Три котла работали на твёрдом топливе — угле, для доставки которого был специально сооружен пирс с железной дорогой-узкоколейкой. Рядом с КЭТ построили подстанцию, которая в настоящее время питает большую часть острова электроэнергией, поступающей из Владивостока.

ПОСЕЛОК ШИГИНО

Поселок Шигино находится на западном берегу острова Русский в нескольких километрах от северной дороги. С разных сторон этот уже нежилой поселок окружают Церковная Падь, поселок Экипажный и мыс Шигина.

Русский остров. Бухта Новик и поселок Шигино
Русский остров. Бухта Новик и поселок Шигино

На территории поселка в 1909 году под руководством военного инженера Эрнста Оскаровича Маака было построено 9 зданий. Изначально они использовались, как продовольственные интендантские склады. Позднее в 1932 году они перешли в пользование Минной партии Владивостокского военного порта, который за свою почти 50-летнюю историю пережил много реорганизаций и переименований. Последнее из названий — База минного и противолодочного вооружения Минно-торпедного Управления флота или сокращенно БМПВ МТУ ТОФ.

После того, как в 2009 году военные ушли с острова Русский, большие помещения стали никому не нужны. Как и все, что остается без присмотра, склады стали рушиться. Конечно, не последнюю роль в их разрушении сыграл и человеческий фактор. Люди разбирают крыши, ломают и увозят кирпич. Металлическую вышку, стоявшую около складов, разобрали на части. В результате 2 склада полностью уничтожены, от 2-х других остались лишь стены.

ПОСЕЛОК ПОДНОЖЬЕ

Поселок Подножье является единицей сельского типа. Он находится на севере острова Русский, что относится к заливу Петра Великого. Поселок расположен вдоль линии побережья у подножья горы Русских. На его территории построено около 40 жилых многоквартирных и частных домов. В поселке находится школа. Она существует уже на протяжении 75 лет. Ежегодно в ней обучается от 130–150 детей, и работают 14 преподавателей. Здесь же имеется детский сад.

В поселке стоит мужской монастырь святого Серафима Саровского — единственный островной монастырь на дальнем Востоке. Построили его в 2001 году по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского. До революции здесь действовал храм 34-го Восточно-Сибирского полка. Но после революции в нем открыли клуб, который впоследствии сгорел. Это уникальное сооружение в своем роде. В 2006 году были заложены основания под целый комплекс зданий. Это гостиница, мастерские, хозяйственные постройки, келейные части. К дню памяти Серафима Саровского возвели красивую сторожку, которая стала украшением главного входа. На территории монастыря построен странноприимный женский дом, где размещается просфорная.

Попасть в поселок можно на своем автомобиле, выдвигаясь по новому асфальту, никуда не сворачивая. Повернуть направо надо, когда асфальт закончится и дорога упрется в казарму форта № 11 Владивостокской крепости. Дальше следует ехать по грунтовке (сейчас дорогу заасфальтировали), придерживаясь только правых поворотов главной дороги. Ориентиром будет служить указатель «Музей «Ворошиловская батарея». Далее следует двигаться по перевалу до первой большой развилки. На ней необходимо повернуть вправо. Через несколько километров лесной дороги можно увидеть огороженную территорию ОМИС ТОФ (п. Экипажный). Ехать следует сквозь поселок пока, справа не окажется берег бухты Новик. Далее все время по берегу бухты. На пути встретится поселок Шигино — можно увидеть забор справа от дороги. Проехав мимо нескольких огромных складов, вы окажетесь у паромной переправы «Подножье».

Если ехть автобусом, то на остановке «Изумруд» садитесь на автобус № 29. Через минут 40–50 выходите на остановке «Школьная» (после остановки «Подножье») и мимо девятиэтажки справа, либо выходите на следующей остановке — «Кирпичный завод» и немного пройти назад по дороге, ориентируясь на купола.

Свято-Серафимский мужской монастырь
Свято-Серафимский мужской монастырь

Серафимский мужской монастырь на острове Русский начал свою историю уже очень давно — еще до революции здесь было очень много православных церквей и храмов. Сегодня от большинства этих церквей остались лишь маленькие и незначительные фундаменты, но самый большой храм все же решили восстановить и даже создали при нем знаменитый монастырь.

Монастырь был под юрисдикцией 34 стрелкового полка и с 1904 года считался полковой церковью, которая должна была вмещать более восьмисот человек. А во времена СССР церковь превратили в большой местный клуб. Затем, ближе к концу двадцатого века, пожар унес много важных деталей здания — смог уцелеть только остов и чуть более пятой части крыши.

Богослужения в монастыре начали осуществлять лишь с момента появления первых монахов в его стенах, хотя община монахов образовалась в здешних местах очень быстро. Сегодня главным наместником в монастыре является игумен по имени Никон.

Каждый праздник и по воскресеньям в храме монастыря проходят службы. Начало литургии — в 10 утра. Кроме того, каждый день верующие могут принять участие в специальном молебне Серафиму в 17:00. Ежедневно главный храм открыт для всех желающих.

БУХТА РЫНДА

Бухта Рында находится на западном берегу острова Русский. Берега бухты в основном возвышенные, во многих местах каменистые. Берег бухты песчаный. Дно илистое, местами встречается камень и песок.

Отдыхать в этой бухте можно как на платном пляже в «Доме отдыха Рыбаков», так и на бесплатном. Бесплатный пляж находится близко к пыльной дороге и в жаркий день он может быть не очень удобен для отдыха.

Попасть на пляж можно на автобусе от пирса на остановке Подножье, либо личным автотранспортом от моста по северной дороге.

БУХТА БАБКИНА

Бухта Бабкина расположена на западном берегу острова Русский между мысами Створный и Игнатьева. У входных мысов бухты берега возвышенные, постепенно понижающиеся к ее вершине. Берег вершины бухты отмелый и низкий, прорезанный тремя ручьями. Побережье бухты покрыто травой и кустарником.

Бухта Бабкина. Русский остров
Бухта Бабкина. Русский остров

Глубины в бухте по направлению к ее вершине резко уменьшаются. К юго-западу от мыса Створный выступает риф, поэтому судоводителям при входе в бухту следует держаться ближе к мысу Игнатьева.

Перед поворотом к бухте есть площадка, на которой можно оставить свое авто. Дорога вполне доступна для легковых авто. Добраться до бухты можно с основной трассы, повернув в сторону б.о. Американка.

БУХТА ФИЛИППОВСКОГО

Бухта Филипповского или Филипповка располагается севернее бухты Рында.

 

Бухта Филипповского
Бухта Филипповского

Сейчас в бухте чисто как это было до открытия моста, появилась небольшая инфраструктура в виде кафе, туалетов, домиков для проживания, прокатного катамарана.

Глубина в середине бухты может достигать десяти метров, дно ровно поднимается к берегу. Грунт в бухте илистый.

Также здесь можно увидеть камень Матвеева высотой 10 метров. Кекур окаймлен рифами, осыхающий.

Риф в бухте Филипповского осыхает все больше со временем и тянется на несколько миль от кекура Матвеева. Наибольшая ширина рифа достигает одного километра.

Из-за труднодоступности бухта отличается практически полным отсутствием отдыхающих и подойдет любителям тишины и уединения. Пляж бухты и вход в море усыпаны небольшими гладкими камнями, море здесь прохладнее по сравнению с соседними бухтами.

Дорога вполне доступна для легковых автомобилей, но ехать при этом нужно аккуратно. Добраться на остров можно либо по южной дороге, либо со стороны бухты Воевода. На перекрестке этих дорог необходимо повернуть на запад в сторону полуострова Кондратенко и ехать до широкого поворота налево. За проезд к пляжу с вас могут взять 100 руб. за въезде. Время в пути от последнего асфальта на высоком авто около 30 минут.

До, того как был построен мост, Филипповского была одной из популярных ухт и всех, кто прибывал на Русский остров на пароме, везли сюда или в бухту Воевода.

БУХТА ВОЕВОДА

Бухта Воевода граничит с западным берегом острова Русский и расположена к северо-востоку от бухты Филиповского. Между камнем Матвеева и мысом Васильева находится вход. С северной стороны в нее вдаются бухты Мелководная и Круглая.

Название бухта получила в честь корвета Балтийского флота, обладавшего мощностью в 200 номинальных л.е. История гласит, что в 1904 году была учреждена походная церковь святого Николая Чудотворца. Она располагалась в одном из местных бараков. Бумаг по этому делу не сохранилось, поэтому до сих пор не известно, где же располагался данный барак.
Карта острова Русский. Бухта Воевода
Карта острова Русский. Бухта Воевода

Бухта очень популярна у туристов благодаря своей девственной природе. Это невысокие деревья, различные кустарники, разнотравье. По берегу реки, протекающей неподалеку, можно встретить цапель. Здесь прекрасное место для отдыха от шума и суеты города.

Русский остров, изображение №59

Побережная часть, прилегающая к входным выступам бухты, очень высокая. Береговые заниженные заводи песчаные и мелководные. На юго-западе бухты во всей красе предстают скалы. Самая высокая скала достигает 60 метров над уровнем моря. Вода столетиями обтачивала эти холмы, превращая их внешнюю поверхность в крутые обрывы.

Местная природа очень благоприятна для проведения различных лечебных процедур. Благодаря тому, что бухта укрыта со всех сторон разными возвышенностями, здесь практически нет ветров. На Воеводе построены лечебницы, гостиницы для приезжих. В лечебных учреждениях предлагаются различные процедуры, укрепляющие здоровье.

Это место славится не только мягким климатом. Вода в бухте настолько прозрачная, что на глубине до 4 метров можно увидеть морских обитателей. Любителей рыбалки здесь ждет настоящий праздник, а приверженцев экстремального отдыха ждет катание на водных мотоциклах и другой водной технике.

К сожалению, большая часть берега покрыта водорослями, что создает дискомфорт для отдыхающих, чистые берега нужно ещё поискать.

 

БУХТА НОВЫЙ ДЖИГИТ (ПЕСЧАНКА)

Бухта Песчанка находится в бухте Новый Джигит, она граничит с бухтой Островная.

Неопытные отдыхающие могут перепутать поворот и свернуть в последнюю, где дорогу к морю преграждает воинская часть. Военные этой части прославились своим суровым отношением к отдыхающим, поэтому если вы решили ехать в эти края внимательно изучите карту и убедитесь, что вы повернули в бухту Песчанка. В бухте есть песочно-галечный пляж, вода в море хорошо прогревается, дно песчаное, местами водоросли.

Кекуры в бухте Новый Джигит
Кекуры в бухте Новый Джигит
Это очень живописный пляж, с красными скалами и камнями.  Дорога в бухту проходима только для джипов, после дождей желательно наличие хорошей резины.
Ярко выделяющаяся среди остальных собратьев Островного Сектора Береговой Обороны острова Русский, построенная в 1934 году уникальная по своей конструкции нависающая с двух сторон скалы над водой четырех-амбразурная Долговременная Огневая Точка фланкирующего действия под номером 10, носящая название «Скала».
ДОТ № 10
ДОТ № 10

Этот скальный комплекс был прорублен в выступающей обрывистой скале для защиты побережья от высадки десанта на окраине западного побережья бухты Островная, ранее носившей название Холуай, в которой сейчас базируется знаменитый одноимённый отряд морского спецназа.

Место находится на острове Русском на побережье бухты Новый Джигит. Нормальная дорога оканчивается за 20 минут ходьбы до места.

 

ОСТРОВ ШКОТА

Остров Шкота, пожалуй, самый интересный среди островов архипелага Императрицы Евгении. Он расположен всего в пятистах метрах от Русского острова, и добраться до него можно пешком.

Остров Шкота

Хотя, каких-то лет десять назад попасть на остров Шкота было весьма и весьма проблематично: сначала паромом на Русский, потом автобусом до Воеводы или Экипажного, затем пару-тройку часов пешком, если дороги знакомы и здоровье позволяет. Сейчас же каждые выходные там можно встретить отдыхающих, даже на вертолётах.

Переход на остров Шкота по косе, летом приходится идти по колено, а то и по пояс в воде. В холодное время года коса на Шкота сухая, и по ней спокойно можно пройти.

 

Острова Лаврова и Энгельма. Вид с форта
Русский остров, изображение №53
Острова Лаврова и Энгельма. Вид с форта

Бухта Иванцова — интересное место на Русском острове: отсюда можно добраться до островов Энгельма и Лаврова (их видно на фото).

Острова соединены с Русским искусственной насыпью, по которой можно проехать до острова Энгельма и пол пути к острову Лаврова, дальше насыпь размыта.

Русский остров, изображение №54

Берег каменистый, море богато на живность, можно наловить мидий или ежей, особо удачливым удастся добыть гребешка.

Со стороны острова Русского территория принадлежит базе отдыха Иванцово. Пляж в этом месте из мелкой гальки, есть большой причал с которого удобно рыбачить.

В данный момент территория бухты занята военными. Проезд и проход запрещен. Туристам настоятельно рекомендуют воздержаться от посещения бухты.

 

БУХТА БОЯРИН

Бухта Боярин находится на мысе Кондратенко. Бухта закрыта со всех сторон, кроме северной, от ветра и имеет узкий вытянутый по всей длине бухты песчанно-галечный пляж. Вода здесь хорошо прогревается.

В этом месте расположена паромная переправа с острова Русский на остров Попова. Маленькие паромы ежедневно курсируют от пирса на Русском через пролив Старка и обратно.

На выходе из бухты находится мыс Рогозина, на котором стоит маяк.

Маяк на мысе Рогозина. Русский остров, вид на пролив Старка
Маяк на мысе Рогозина. Русский остров, вид на пролив Старка

 

Островная природа достаточно сурова. Повсюду сопки, разросшиеся кустарники, невысокие деревья, однако от этого она не становится менее красивой.

Русский остров, изображение №63
Природа здесь великолепна: взгляду открываются водные просторы, невысокие сопки. На Русском острове можно встретить редкие виды птиц и животных.
Так что отдаленность от цивилизации имеет свои плюсы. 

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Велотуры, Дайвинг, Круиз, Культурно-познавательный туризм, Отдых с животными, Пляжный отдых, Рыбалка, Самостоятельные путешествия, Свадебное путешествие, Событийный туризм, Экстремальный отдых

182 – карма
Позиция в рейтинге – 601
Комментарии