Прогуляться по летнему морю и посмотреть на котиков сивучей наперебой зазывают местечковые турфирмы, обещая 100грамные виды и няшных мормлеков. "Если подумать, милые морские котики не так уж и далеко от дома и привычного уюта, всего полста километров по прямой, да я на Русский так день через день катаюсь. Легкая летняя прогулка и няшные львиные мордочки - всё такое красивое," - рассуждала я, просматривая ленту местных новостей.
То, что мероприятие это не очень разумное и даже достаточно опасное, лично до меня дошло уже по возвращению домой, а пока оснований бояться нет страху нет, один задор, решила вписаться и в такое.
Дождавшись выходных, не обращая внимания на капризную июньскую погоду, смелые опытные каякеры и наш маленький гордый каркасно-надувной каяк "Хатанга" вышли в море и рванули к грозным сивучам.
"Один раз посмотреть вблизи на морских львов можно," - отважно подумала я и, вооружившись смелостью мужа, стала грести к лежбищу морских львов.
Наш путь лежал к кекурам Пять Пальцев - группе островов, состоящая из пяти кекур до 40 метров высотой, которые находятся совсем близко к острову Путятина, с юго-восточного берега от него. С Пяти Пальцев отчётливо просматривается загадочный и туманный остров Аскольд.
Поясню еще слово "кекур". На страницах всезнающей википедии читаем, что кекур — это столбовидная или конусообразная скала естественного происхождения, обычно в реках, морях или на их берегах. Слово "кекур" чаще всего используется в регионах Сибири и Дальнего Востока, в частности применяется для обозначения скал в водоразделах рек и на берегах морей.
Люди пишут, что свое название кекуры Пять Пальцев получили из-за схожести с пальцами рук: вытянутые в ряд, они своими остроконечными вершинами первыми принимают удары разгневанной стихии.
Скалы возвышаются на подводной каменистой гряде. Если умеешь считать, скал этих не четыре, а целых пять или шесть, но, когда смотришь на них не с высоты, а, как обычный человек, с определенного ракурса (например, как мы, с воды), две скалы стоят так близко, что сливаются в одну, а шестым "прикидывается" остров Ирецкого, который отстоит немного дальше.
«Лоция Японского моря» описывает каменные вершины древнего океана так: "Кекуры Пять пальцев находятся в одной миле к S от мыса Развозова. Они представляют собой группу, состоящую из пяти очень приметных кекуров, окруженных надводными, подводными и осыхающими камнями. Эти кекуры возвышаются на подводной камянистой гряде, выступающей на 8 кбт. к югу от середины юго-восточного берега острова Путятина».
В той же лоции предупреждают, что "при подходе к кекурам Пять Пальцев их можно ошибочно принять за мыс Пальчатый". К слову, аскольдовский мыс Пальчатый даже специально обученные географы как-то спутали по фото с мысом Четырех скал в Кавалеровском районе, что уж говорить о простых склерозниках и дементорах типа нас :).
Разделенные судоходным проливом, острова Путятин и Аскольд находятся совсем рядом c распальцованными кекурами.
Кекуры Пять Пальцев - не безжизненные, торчащие из воды скалы: на них и вокруг них жизнь бьет ключом. Тут-то и обитают темпераментные и самые южные из самых северных морских львов - ушастые тюлени-сивучи.
Если вернуться к цитированию лоции, то читаем "в проходе между кекурами Пять Пальцев и берегом острова Путятина рельеф дна неровный, наименьшая глубина 3,4 м находится в средней части прохода".
К самой крайней скале мы и направлялись.
Сначала было красиво и ничего, как говориться, не предвещало...
Море синее, небо красивое, а погода - нормальная приморская погода, даже волны и ветра почти нет. Солнышко светит, птички поют, хотя...похоже, это уже не птички:)
Низкочастотный гул, он же грозный львиный рык и даже клацанье доносились откуда-то сбоку. Кто-то большой и страшный нырял рядом с нашей лодочкой, обгоняя катера.
Позже я узнала, что этот быстрый товарищ с полтонны весом легко развивает скорость до 27 км/час, может погружаться на глубину 350 метров и оставаться под водой в течение пяти минут. Ни один человек без специальной подготовки такое не повторит.
Сивуч, или северный морской лев - крупнейший представитель семейства ушастых тюленей. Родственные ушастым тюленям морские львы немногочисленны, всего в мире насчитывается пять видов.
Название своё получили из-за рёва, который издают, он действительно напоминает рёв африканских львов.
Сивучи —одни из самых крупных тюленей, изученных не в полной мере по ряду причин. Во-первых, их содержание в неволе неприемлимо, во-вторых, они не подпускают человека на близкое расстояние, проявляя агрессивность.
Это грациозные и сильные морские млекопитающие, которые предпочитают жить свободно и независимо на тихоокеанском побережье. Здесь они устраивают многочисленные лежбища, выбрав подходящие места рядом со скалистыми бухтами и на островных территориях. О том, что на берегу или на отдельно взятом острове разместилась колония сивучей, можно понять сразу. Колонию можно услышать на расстоянии многих километров по издаваемым громким звукам самцов, а также самок и их щенков.
Морские львы отличаются темпераментом и агрессивностью. Зафиксировано немало случаев, когда они нападали даже на рыбацкие лодки, пытаясь добраться до сидящих в них людей.
Острые зубы морских львов - их грозное оружие. Именно оружие, ведь зубы нужны для самообороны и охоты, чтобы поймать добычу. Для жевания челюсть не приспособлена, и эти морские хищники глотают еду целиком, не пережёвывая ;)
Впрочем, подобное поведение свойственно лишь двум видам мормлеков, южному и австралийскому. Остальные - милые мимишные котики и людей не едят, питаются рыбой и морепродуктами.
Наши, при всём при то, просто большие и вовсе даже не страшные, точнее, кажутся не страшными на чужих фото и видеозаписях.
Морские львы предпочитают держаться подальше от людей, но, видимо, не в этот раз.
Эти группы лихих и дерзких молодых львов рвались на встречу новым приключениям: на ближней скале играли в "царя горы", а заинтересовавшийся нашим надувным каяком лев-одиночка ушёл гонять чаек и забирать у них честно наловленную рыбу.
В прибрежных водах Приморья (преимущественно в северной части от бухты Ольга до самой границы с Хабаровским краем) сивучи попадаются одиночно и мелкими группами до 20 человек, чаще всего в конце лета и осенью.
Наши, местные сивучи, особенно те, что Пяти Пальцев, считаются самой южной популяцией из всех северных. Эдакий молодежный "бойцовский клуб".
Зиму сивучи предпочитают проводить в тепле-в уюте, а летом идут гульбанить перемещаются на тихоокеанское побережье. Крупные лежбища есть на Командах и Курильских островах.
Правду сказать, наши моряки и рыбаки считают, что "львов бояться, в море не ходить", а каякеры, те вообще смело гребут навстречу опасностям и морским приключениям.
Так что если, будучи в Приморье, Вам предложат по-быстрому сходить экскурсию к сивучам, десять раз подумайте, а не боитесь ли Вы львов и вообще, оно Вам и в самом деле сильно надо?! На картинках все выглядят намного милее, чем в дикой природе. Вот я не знаю, когда сподвигнусь еще раз взглянуть сивучам прямо в глаза, хотя слабоумие и отвага были моими спутниками по жизни, все же постараюсь держаться подальше. Порой кажется, здесь у нас любой "пакетный путешественник" из лениво-созерцательного вынужденно или по собственному желанию превращается в любителя экстрима.
Всё-таки ПриМорье — место для ценителей приключений, здесь собрана удивительная мозаика из горных хребтов, зеленых сопок, изумрудных бухт, вулканических плато, галечных и песчаных пляжей и красивейших островов. Здесь морские волны гулко накатывают на скалистые берега, вытесывая фигуры причудливых форм, а погода меняется слишком стремительно: только что туман дрожал над берегами дождевой завесой, и вдруг яркое, почти тропическое солнце заливает светом наши приморские джунгли. В крае живут люди, увлеченные, знающие жизнь.
Даже прожив полвека в морском городе, невозможно вдоволь надышаться пьянящим просоленным воздухом, невозможно насмотреться пейзажами, они словно с другой планеты, на которой вы совершенно одни. Главное ведь личные впечатления от путешествий, правда?
И поэтому надо жить у моря, мама....