Освоение южных берегов Дальнего Востока в середине XIX века играло для России важную роль в присоединении новых территорий, установлении дипломатических связей с соседними азиатскими странами. Это было время великих географических свершений, к которым относится и открытие бухты Находка русским пароходо-корветом «Америка» 18 июня 1859 года.
В истории Находки немало неизученных страниц, краеведы города до сих пор ведут дискуссии о достоверности многих фактов.
Ведётся острая полемика о достоверности описания очертаний залива Находка и мыса Поворотный в судовом журнале Франсуа Де Лаперуза, во время плавания в 1778 году и русского корвета «Паллада» траверса в 1852-1854 гг.
Есть сведения, что в 1854-1855 гг. во время Крымской войны, экипажи английских кораблей «Винчестер» и «Барракуда» провели исследование значительной части побережья Приморья. В это же время был открыт, но не обследован залив Горнет, где сейчас находится город Находка. В Англии гидрографическим управлением в феврале 1857 г. была издана карта побережья Приморья, где даны общие очертания берегов залива Горнет.
164 года назад, возвращаясь из японского порта Хакодате генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н.Муравьев-Амурский, находившийся на борту пароходо-корвета, направил корабль к еще неизученным берегам Южного Приморья.
Зайдя вечером 17 июня 1859 года в неизвестный залив, команда решила бросить якорь и заночевать. Темное время суток, туман, плохая видимость задержали «Америку» до утра в заливе, который впоследствии получил название Америка. Тем самым была увековечена память о корабле-первооткрывателе, внесшем огромный вклад в изучение берегов Южного Приморья.
Утром 18 июня 1859 года, когда туман рассеялся, штурман Николай Красильников сделал историческую запись в вахтенном журнале «Америки»: «В шесть часов утра снялись с якоря, пошли к осмотру берега, заметили к юго-западу углубление и открыли бухту, имеющую положение от северо-востока к юго-западу около трех миль. Шириною — от одной до полутора миль. Глубины везде равные: от пяти до четырех сажень. Грунт — ил с песком. На правом и левом берегу — два селения. По приказу его сиятельства (Муравьева-Амурского) бухту назвали Находка».
Визуально с судна была составлена карта открытой бухты, на которой впервые появились новые географические названия: залив Америка, бухта Находка, мыс Астафьева, остров Облызина. Эта историческая запись полностью развеяла легенду о происхождении названия бухты Находка, согласно которой русский корвет, скрываясь от шторма, укрылся в тихой бухте, которая стала находкой для моряков.
Хотя, как показали дальнейшие события, для России новое географическое открытие стало настоящей находкой.
Название бухты Находка и залива Америка стали упоминаться на морской карте с 5 июля 1859 года. Первыми опубликованными материалами, в которых приводится описание бухты Находка, являются заметки подполковника Д.И.Романова, опубликованные в «Морском сборнике» № 11 за 1862 год.
Первое обстоятельное описание гавани Находка сделал подпоручик Ф.К.Орехов в своей работе «Руководство для плавания у западного берега Японского моря между заливами Святого Владимира и «Америка», изданной в 1866 году, указывается «гавань Находка» – ранее «Сучан-Шайна».
В 1864 году на побережье бухты был основан военный пост из 1-го унтер-офицера и 4-х рядовых. Командиром поста был назначен унтер-офицер Михаил Наумович Герасимов. В 1867 году военный губернатор Приморья И.В.Фуругельм в рапорте от 13 ноября 1867 года пишет: «Военный пост в бухте Находка состоит из 100 человек нижних чинов, помещенных временно в землянках на месте предполагаемой фактории, возведен пока один дом, еще не отделанный, а для нижних чинов строится временное помещение».
Весной 1865 года на пирс военного поста в гавани Находка высадились 5 крестьянских семей (26 человек), прибывших на военном судне из низовий Амура. Появилось первое небольшое поселение. Первый официальный житель – Иван Ефимович Краев – родился 3 мая 1865 года. Это событие подтверждается выпиской из метрической книги Владивостока, на следующий год зарегистрирован первый брак.
В краевом архиве документировано упоминание о Находке от 10 июня 1865 года: «Его Превосходительству Господину Военному Губернатору Приморской области Восточной Сибири. Рапорт. По заходу ныне на шхуну Сахалин в Гавань Находку поселенные в прошлом году поселенцы обратились ко мне с просьбой о выдаче им в долг семян для посева и необходимых вещей, поименованных в предоставляемой у сего ведомости. Донося об этом Вашему Превосходительству, я имею честь покорнейше просить Вашего распоряжения об отпуске этим поселенцам в долг по означенной ведомости семян и вещей. Капитан 2-го ранга … (подпись). Ведомость разным семенам и вещам, просимым в Находке поселенцами. Вещей: 2 ручных жернова, 12 штук листового железа, 20 пуд разного железа, 1 пуд пороха, 1 пуд свинцу, 2 юфтетевых кожи, 100 аршин холста, 3 ружья штуцерных, 6 костей, 6 серпов, 2 лопоря для колес, 5 пудов двоетесовых гвоздей. Семян: ячменю, овса, капусты, свеклы, редьки, репы, брюквы, моркови. Его высокоблагородию господину Балковицу, покорнейше просим дать нам вспоможения правянту хотя пудов 100 известных вам в Находке крестьянам, совершенно исть нечиго этого правянта. Обратиться вам назад, когда судно прийдет. Староста Константин Кобылин, Петро Каталевский, Василий Непомнящей, Иван Пашкин».
В 1868 году в период путешествий по Уссурийскому краю, гавань Находку посетил Николай Михайлович Пржевальский. Он писал: «Из всех прибрежных долин Зауссурийского края, самая замечательная по своему плодородию и красоте есть, бесспорно, долина реки Сучан, стремясь почти в меридиональном направлении к югу, впадает в залив Америка. Имея истоки недалеко от верховьев Уссури, эта река в своих верхних и средних частях представляет характер вполне горной речки, то есть малую глубину и быстрое течение по каменистому ложу. Только в низовьях Сучан делается тихой, спокойной рекой и при значительной глубине достигает от 30 до 40 сажен ширины, так что здесь возможно плавание для речных судов всякого рода. Впрочем, такие благоприятственные свойства река представляет не более как верст на двадцать от устья; далее же вверх мелководье, камни и быстрое течение делают решительно невозможным плавание даже на лодках...
...В 1869 году сюда прибыло семь финляндских семейств. Место для постройки помещений управляющему и чиновникам удельного ведомства отведено в гавани Находка, которая лежит на западном берегу залива Америка, как раз против устья Сучана. Эта гавань при ширине 1-2 версты имеет около шести верст длины, и представляет удобное место для стоянки судов, так как здесь всегда спокойно, даже во время сильного ветра».
В июле 1871 года бухту Находка посетил архимандрит Палладий (П.И. Кафаров) – глава Пекинской духовной миссии, русский китаевед. Он прожил в Находке около месяца. В своих воспоминаниях он писал: «Небольшая, но глубокая бухта эта со всех сторон окружена горами; фактория расположена на самом берегу бухты. Большое болото, изрезанное канавами для осушения его, отделяет механические заведения от жилых домов (домов десять). Посередине болота протекает ручей пресной воды. В это самое время только что раздался призывной звонок с деревянной башенки, и вскоре закипела жизнь в этом маленьком уголке, раздался звук топоров и плотнической, удар молота – в кузнице, шипение паров – в лесопильне и мукомольне. Любо было смотреть на опрятность зданий, на порядок во всем, господствующий здесь. На возвышенном месте красовался дом управляющего факторией с флагом удельного ведомства».
Отто Васильевич Линдгольм, как и другие финны, был пионером китобойного дела на Дальнем Востоке. Он занимался торговлей, пушным промыслом на побережье Охотского моря и Шантарских островах, основал Торговый дом «Линдгольм и К». 11 ноября 1870 года О. В. Линдгольм прибыл к берегам залива Америка. Местность ему чрезвычайно понравилась, Китобоец приобрёл в аренду 41 гектар на неопределённый срок. Располагалось оно напротив фактории на мысе Линдгольма. Дом был возведён за три недели. Находкинский клуб «Прим-Поиск» под руководством Василия Анохина организовали поиски места «Дача Линдгольма». Поиски увенчались успехом. В 400-х метрах ниже холма ближе к морю были найдены гранитные блоки, следы каменной постройки, старинные кирпичи кирпичного завода А.Д. Старцева, осколки старинного стекла. Длительное время на этой даче проживала прислуга Линдгольма, сюда он со своей семьей и гостями часто наведывался для отдыха, для проверки работы золотого прииска, находящегося в его владении и расположенного недалеко от бухты.
Среди знаменитых гостей О.В. Линдгольма были: экипаж крейсера «Адмирал Корнилов», Константин Александрович Тырнов, Николай Старцев, госпожа Элеонора Прей, госпожа Смит, капитан Брант, лейтенант Норманн и другие. Единственными свидетельствами существования дачи были фотографии Элеоноры Прэй – американки, долгое время жившей во Владивостоке в конце 19-го века. На снимках – и дача «Находка» с её хозяевами и гостями. 16 декабря 1915 года О. Линдгольм скончался у себя дома, во Владивостоке. В документах на наследство упоминается земельный участок в бухте Находка.
По данным заведующего Суйфунским округом подполковника Дьяченко к 1 января 1871 г. только на берегу бухты Находка и по реке Сучан проживало 500 корейцев, состоящих в основном из женщин и осиротевших детей. На территории Находки корейцы жили в каждой пади. В пади Прямой над перевалом было 10 фанз, Поповской пади – 3-4 фанзы, пади Каменка и Барсучиха – фанз 10. Одна из корейских деревушек под названием Дон Хо Дон (около тридцати фанз) располагалась в районе моручилища. Жители выращивали чумизу, сою, рис, кукурузу, овощи.
В «Гидрографическом обзоре берегов залива Петра Великого в Японском море» М.А.Клыковым за 1872 год записано: «Гавань Находка у манз, туземцев края, считается лучшим местом ловли морской капусты и называется ими Туй-Хан-Швуа».
Газета «Владивосток» от 13 сентября 1883 года сообщает: «У мыса Поворотного, в 60 милях от Владивостока, находится залив Америка, невольно обращающий на себя внимание экономистов вследствие прилегающей к нему благодатной долины Сучана. На бухту эту давно обратило внимание удельное ведомство. На западном берегу залива кроется, незаметная при входе, великолепная бухточка Находка, где в 1868 году основана была известная финляндская колония, и огромная площадь земли, вместе с колонией, поступили во владение этого ведомства. Чрез несколько лет общество колонистов лопнуло, оставшись в долгу удельному ведомству, колонисты рассеялись. Опустелая Находка почти вся пошла на дрова заходящим судам, а ценные вещи перевезены во Владивосток. Несмотря на это, если выжить отсюда манз, дать им другие места и поселить в десятки и даже сотни раз больше количество наших поселенцев, ни один из них не останется без дела. Можно было бы вывозить мясо в Японию. Для полного преуспевания дела необходимо позаботиться о складочных пунктах. Для якорной стоянки прекрасное место представляет бухта Находка, закрытая ото всех ветров».
В «Донесении» от 26 мая 1884 г. указывается: «О переселенцах из Суражского уезда Черниговской губернии на пароходах «Россия» и «Кострома», прибывших 7 мая на пароходе «Владивосток» в бухту Америка».
В 1891 г. из села Владимиро-Александровское в бухту Находка была проведена дорога. Строилась эта дорога путем привлечения корейских и китайских рабочих. В своем отчете военный губернатор Приморской области П.Ф.Унтербергер отмечал: «В Южно-Уссурийском округе в отчетном году проложена колесная дорога и открыто по ней движение на сучанском участке от мыса Тинкан до села Владимиро-Александровского, до бухты Находка: на этой дороге поставлено пять свайных мостов, общая длина коих составляет 107 сажен».
В конце 19-го века отмечены многочисленные корейские промысловики по побережьям заливов Америка и Восток. Занимались ловлей крабов, заготовкой морской капусты, вываркой соли из морской воды. По переписи 1915 года в деревне Американка проживало 278 корейцев.
В 1893 г. в бухте Находка на крейсере «Адмирал Корнилов» побывал военный губернатор Приморской области Павел Федорович Унтербергер, который интересовался жизнью переселенцев. Были проведены гидрографические исследования в бухте.
В 1896 г. для нужд Сибирской флотилии в Сучане был пущен государственный каменноугольный рудник. Рейсовые суда, заходившие в залив Америка, привозили груз и пассажиров, брали на борт уголь.